Что такое
информационно-образовательная среда?
Требования к
информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.
ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и
учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным
ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во
внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения
своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность,
каковы ее особенности?
Стандарт
предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
На внеурочную деятельность для ОУ Рязанской
области отводится пять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по
часу каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке.
Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания
образования. Это часы учебного плана по выбору.
Содержание занятий формируется с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Теперь
у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе
интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В
школах накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по
интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление
деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного
и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную
деятельность школьников.
Во внеурочную деятельность могут
входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и
коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке
устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые
консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий,
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и
т.д.
Содержание внеурочной
деятельности отражено в Основной образовательной программе МОУ «Демушкинская
СОШ».
Особенно
актуальна проблема для начальной школы, связанная с
кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой
социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с
врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения
обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к
собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
В
Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной
школы:
· любящий
свой народ, свой край и свою Родину;
· уважающий
и принимающий ценности семьи и общества;
·
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
· владеющий
основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· готовый
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
·
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
·
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Безусловно, что для полноценной реализации стандартов необходимо создание
условий, к которым предъявляются особые требования. Наличие требований к
условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте
описываются требования к информационному пространству (что является новым), к
материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым,
финансовым условиям.
В
соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и
система оценивания достижений учащихся.
Независимая
экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе
четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут
итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на
основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных
действий умения учиться.
Особое
место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма
оценивания достижений учащихся уже осваивается в школах: большинство учеников с
1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в
индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится
обязательным требованием!
Не
подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные
позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.),
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.),
индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Продолжительность
уроков в начальной школе:
o
в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное
расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35
минут);
o
во 2-4 классах – 40 минут.
Продолжительность
учебного года:
o
в 1 классе – 33 учебные недели;
o
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30
календарных дней. В первом классе устанавливаются дополнительные недельные
каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучающихся
определяется учебным планом МОУ «Демушкинская СОШ».
В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно
рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и
родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования,
но несет ответственность за общий результат – развитие ребенка.
|